КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА ИЛИ ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной и творческой деятельности.

Глобальные тренды выдвигают на первый план культурные ресурсы человечества. Культурный код, среда обитания, сложившиеся в ходе исторических изменений страны или народа формируют личность человека, а искусство и творческий, креативный подход представляют собой процесс поиска новых уникальных решений и являются одной из основ современной экономики. У американской компании Dunkin Donuts более 3 000 кофеен в 30 странах мира. Для каждой страны они разрабатывают индивидуальное меню, и не боятся использовать культурные различия, поэтому создают уникальные продукты для каждой отдельной страны. В Корее они предлагают грейпфрутовый напиток, в Ливане есть шоколадный пончик с манго, а в России можно попробовать «Данклер» – что-то среднее между пончиком и эклером.

Экономические системы, в основе развития которых лежит творческое начало человека, его навыки и талант, оригинальная идея создания качественно нового подхода к продукту, становятся одним из самых актуальных векторов развития экономики. Чтобы перейти от сырьевой зависимости страны и двигаться по направлению «переориентацию экономики» необходимо использовать человеческий капитал в качестве основного ресурса, потому что для инновационной экономики нужны творческие решения, а все стандартные действия по инструкции можно будет оставить роботам и программам.

Креативная экономика — это не отдельный сектор, это про креативность в различных отраслях экономики, про повышение их конкурентоспособности, надстройки умения использовать талант и знания в коммерческих целях. В первую очередь это касается сферы услуг, где главный ориентир - человеческая эмоция. Общемировая практика в классификацию креативных индустрий включает такие сферы, как:

  • реклама и маркетинг (маркетинговые и рекламные агентства, связь с общественностью);
  • искусство и культура (фотография, киноиндустрия, визуальное искусство, исполнительское искусство, искусство и антиквариат, ремесла, литература, библиотеки, музеи, галереи, культурное наследие, фестивалии культурные инициативы);
  • дизайн (архитектура, интерьерный дизайн, графический дизайн, промышленный дизайн, мода, коммуникационный дизайн, дизайн среды, производство ювелирных изделий);
  • медиа и коммуникации (издательское дело, телевидение и радио, фильмы и видео, звукозапись, СМИ);
  • цифровые технологии (дизайн и проектирование веб-сайтов и программного обеспечения, компьютерное программирование, дизайн приложений, ИТ-стратегии и планирование)

Советы:
  • расширяйте свои знания об авторском праве;
  • ознакомьтесь для начала с самыми простыми инструментами монетизации креативных индустрий (например, с фриланс биржами, схемами заработка на музыкальных платформах, YouTube и TikTok);
  • попробуйте «упаковать» товар или услугу под конкретные целевые аудитории.

«Нас ждет исчезновение многих рутинных профессий — как офисных, так и связанных с ручным трудом. А это означает, что люди все больше будут заниматься теми видами деятельности, которые никакие алгоритмы и машины не заменят. Подготовить общество к этим переменам может только переориентация системы на более творческую и свободную модель.»
Виталий Куренной