Социально-демографические сдвиги — это, в широком смысле, значительные и ощутимые перемены, происходящие в течение определенных промежутков времени внутри и между больших социальных систем или в социуме в целом.

Условно социально-демографические сдвиги можно разделить на три вида:

  • социально-культурные (перемены в системах ценностей, мировоззрении, духовной сфере, культурных кодов);
  • социально-экономические (перемены, которые происходят по причине изменений в экономике, на рынке, технологического и производственного развития);
  • социально-политические (реакция на политические решения, смена власти, реформы, революции, войны, захваты территорий).

Исследователи рассматривают две теории социально-демографических сдвигов. Согласно первой теории, развитие общества и культуры носят эволюционный характер, так как «человечество нацелено на выживание и прогресс». Вторая теория гласит, что глобальные изменения в обществе носят только производный характер – жизни людей меняются и подстраиваются под технологические, экономические и иные условия.

Споры об этом идут вечно, подобно загадке «Что появилось раньше – курица или яйцо?». Истина в том, что наш мир – единый и часто противоречивый живой организм, в котором все процессы взаимосвязаны крепче, чем кажется.

Например, сопутствующим фактором процесса глобализации выступает усиление миграции - повышение мобильности населения, концентрации в крупных городах и «сжатие пространства». В настоящее время около половины численности земного шара проживает в шести странах. Если в 1950 г. в мире было 5 городов с населением свыше 5 млн чел. в каждом, то в 1980 г. таких городов было уже 26, а в 2000 г. — около 50. Крупнейшие города-мегаполисы образуются на стыке нескольких городских агломераций. Сейчас самым крупным мегаполисом в мире является столичный округ Токио, в котором живет 38,1 млн чел (треть населения Японии). На втором месте Дели (Индия) - 28,5 млн чел.

Еще одним ощутимым последствием социальных изменений в мире выступает наблюдаемый демографический кризис, характеризуемый перенаселением отдельных стран, понижением рождаемости, старением общества при сохранении активного образа жизни. Такими темпами, к 2100 году средний возраст населения земли «постареет» на 11 лет и составит 42 года (сейчас – 31 год) и каждый шестой человек в мире будет старше 65 лет (сейчас 1 из 11 человек). Между 2020 и 2100 годами число людей старше 80 лет увеличится с 146 миллионов до 881 миллиона. По прогнозам ученых, начиная с 2073 года, впервые в истории человечества, людей в возрасте от 65 лет станет больше, чем людей младше 15 лет.

С 1950 года по сегодняшний день численность человечества выросла с 2,5 млрд чел. до 7,7 млрд чел. Согласно прогнозу ООН, к концу 21 века рост населения Земли достигнет исторического пика и остановится на отметке примерно в 10,9 млрд чел., далее пойдет на постепенный спад.

Сейчас человечество становится свидетелями ранее не происходивших технологических изменений, формирования нового общественного уклада за счет развития интернета и его влияния на жизнь стран и мира. Социальные сети как цифровые площадки скопления людей и мнений заменили реальные сборы, начали формировать демократию нового типа, стали полноценным политическим рычагом и местом решения проблемных вопросов. Образуются новые формы взаимодействия и участия общества в политике.

Одной из значимых тем в повестке 21 века стала тема многообразия и инклюзивности. Это требование к экономической системе стало частью решения наболевших и выстраданных вопросов несправедливости. Многообразие означает, например, что в бизнесе нельзя усреднять или обесценивать потребности, дискриминировать отдельные категории людей, нужно учитывать особенности и опыт конечных потребителей. Инклюзивность в широком значении означает толерантность к особенностям каждого человека, равное и справедливое отношение к людям, обеспечение оптимальных условий для всех без исключения.

Советы:
  • расширяйте свои знания о мировой истории и критически оценивайте ошибки человечества;
  • ознакомьтесь с концепцией пацифизма , феминизма , равенства и многообразия;
  • посмотрите мини-сериал «Человечество: История всех нас».